Мифы, иллюзии и реальность ВСП+
Кыргызстан — первая страна в Центральной Азии получившая доступ на европейский рынок по системе Всеобщих преференций плюс (ВСП+). Этот статус присвоен стране в начале 2016 года. Это не достижение страны. Это привилегия.
Что она означает?
Кыргызстанские производители могут беспошлинно поставлять более шести тысяч товарных позиций на рынок ЕС.
По статистике, в первые года работы ВСП+ страна существенно нарастила объем торговли со странами Европейского союза. В 2018 году этот показатель почти дотянул до одного миллиарда евро.
Этот рост посчитали признаком успешности торговли с Европой. И это первый миф, который тесно связывают Кыргызстан с системой ВСП+. На самом деле высокий рост товарооборота по большей части складывается за счет импорта, а не экспорта.
Показатели экспорта по данным того же года — 632 миллиона евро. Из них более 556 миллионов — экспорт золота. То есть, показатель не зависящий и не попадающий под систему ВСП+.
Вторым объяснением скачка является так называемый «эффект низкой базы». Это значит, что показатели торговли с ЕС были настолько маленькими, что даже небольшой рост в процентном соотношении покажется значительным.
Гораздо более корректной иллюстрацией в данном случае будет соотношение товарооборота Кыргызстана до получения статуса ВСП+ и после него. А это статистка не радует. На сегодняшний день по оценкам экспертов двусторонний потенциал используется Кыргызстаном в лучшем случае на 60%.
Что в реальности Кыргызстану может дать система ВСП+?
«Система ВСП+ даст толчок экономике страны через возможность беспошлинной поставки отечественных товаров на европейский рынок». И это второй миф, связанный с ВСП+ в Кыргызстане, который активно тиражировался СМИ.
На самом деле система преференций — это возможность, которой страна в равной степени может воспользоваться, а может и упустить. Это шанс, который не гарантирует значительное увеличение объема производства, повышение качества продукции или появление дополнительных маршрутов доставки товаров.
В теории предполагается, что производители и государство, как регулирующий орган, возьмут часть затрат и рисков на себя — таких как строительство дополнительных производственных мощностей, повышение и оценку качества продукции, а остальное сделает за них рынок путем естественных механизмов саморегуляции.
Но в реальности все намного сложнее. У Кыргызстана нет собственных ресурсов на вышеописанные мероприятия. А это значит, что:
- поставлять на новый рынок будет нечего;
- кыргызстанская продукция может не выдержать конкуренцию по качеству, объемам и ценам с уже имеющимися аналогичными товарами на рынке Европейского союза.
Поэтому возникает следующий вопрос:
Как Кыргызстану воспользоваться преимуществом ВСП+ и что для этого нужно сделать?
Необходимо мобилизовать силы и средства для решения первоочередных задач, среди которых:
- Проведение работы по кооперации между отдельными производителями, с целью сокращения мелкотоварного производства;
- Повышение качества продукции и проверка его соответствия стандартам других экономических объединений;
- Запуск госпрограммы повышения качества и эффективности труда;
- Продолжение работы по созданию сети лабораторий и центров сертификации;
- Запуск дополнительных линий по льготному кредитованию сельхозпроизводителей («длинные деньги» под низкие проценты);
- Подготовка кадров (в том числе обучение сельхозпроизводителей современным методикам ведения хозяйства);
- Развитие сети логистических центров;
- Решение проблем, возникающих у экспортеров при пересечении границы Кыргызстана;
- Получение доступа к качественному семенному материалу, удобрениям и вакцинам.
Все вышеперечисленные рекомендации можно реализовать. Часть этой работы возможно начать за счет внутренних ресурсов. Для полного комплекса мероприятий потребуется дополнительное финансирование и, главное, политическая воля.
Все вышеперечисленные проблемы необходимо решать. Без этого, участие в программе ВСП+, равно как и в любом другом экономическом проекте для Кыргызстана бессмысленно.