Итоги Кыргызстана в ВСП+: ситуация устойчиво негативна, но прогнозы еще хуже

АналитикаНовостиКомментарии к записи Итоги Кыргызстана в ВСП+: ситуация устойчиво негативна, но прогнозы еще хуже отключены

Пять проблем из-за которых Кыргызстан не может наладить торговлю в рамках ВСП+.

Прошло 3 года как Кыргызстан стал участником специальной программы преференций Европейского Союза ВСП+. Евросоюз предоставил стране возможность беспошлинного ввоза 6200 наименований товаров.

Тогда власти страны обещали, что участие страны в программе откроет для кыргызских производителей богатые рынки ЕС и позволит увеличить экспорт в десятки раз. Так, например, глава Института стратегических исследований Талант Суланов утверждал, что «Получение ВСП+ предоставит Кыргызстану конкурентные преимущества и в перспективе значительно увеличит объем экспорта в страны Евросоюза».

Рассказывая о перспективах, глава представительства ЕС в Кыргызстане, посол Чезаре Де Монти в 2016 году отметил: «Это фантастическая возможность для кыргызстанских экспортеров, но большая задача состоит в том, чтобы эту возможность перевести в реальность».

Удалось ли это сделать?

В 2016 году в рамках программы ВСП+ кыргызским экспортерам удалось продать в страны ЕС товаров на 3,2 млн евро. В 2017 году сумма выросла до 6,1 млн. На льготных основаниях кыргызстанцы экспортировали фрукты, орехи, сухофрукты, а также металлы — медь, цинк и пр.

Экспорт фруктов и орехов в Германию в 2015 году (до вступления Кыргызстана в программу ВСП+) составил $222 000, в 2018 году объем вырос в 5 раз и достиг $1,16 млн. Аналогично с овощами – рост в 2,3 раза. Хорошую динамику демонстрирует экспорт текстильной продукции – за 3 года поставки в Германию увеличились в 8,5 раз.

Схожая динамика наблюдается и по ряду других направлений со странами ЕС. Наши товары попадают в те страны, где ранее о продукции «Made in Kyrgyzstan» и не слышали – овощи в Италию, Францию и Швецию, жиры и масла в Польшу, электрооборудование в Нидерланды.

Кыргызские производители действительно наращивают объемы поставок в страны Европы, однако сами объемы поставок пока что незначительны и оставляют желать лучшего. К тому же большая часть из перечисленных позиций – сырьевые товары с низкой добавленной стоимостью. Высокотехнологичную продукцию Кыргызстан почти не производит.

К сожалению, заявления ряда авторов о значительном росте торговли Кыргызстана с ЕС несколько неверны. Да, общий объем торговли с Евросоюзом с 2016 по 2018 год вырос почти в 19 раз, но в значительной степени это произошло из-за золота. Ранее Кыргызстан продавал все добытое золото в Швейцарии, не входящей в ЕС. В последние годы продажа драгметаллов была перенесена в Великобританию. В 2018 году страна реализовала там 16,5 тонн золота.

На статистику этот маневр повлиял значительно, но к ВСП+, развитию сельского хозяйства или перерабатывающей отрасли отношения не имеет.

Отдельная история – инвестиции. Предполагалось, что участие Кыргызстана в ВСП+ сделает экономику страны более привлекательной для вложения денег.

Логика была такова: зарубежные инвесторы, узнав, что товары, произведенные в Кыргызстане можно поставлять в ЕС беспошлинно, потратят свои деньги на развитие производства и экспорта товаров под маркой «Сделано в Кыргызстане».

Так можно было ожидать вложения денег в производство текстиля или, например, в переработку сельскохозяйственной продукции.

Заинтересовала ли возможность инвесторов?

По данным Нацстаткома КР, за первые 9 месяцев 2019 года отток инвестиций из сельского хозяйства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в 7,7 раз. Приток упал в 5 раз. Рост инвестиций в основной капитал замедлился – в 2015 году он составлял 8%, в 2018 году +3%.

Валовый выпуск продукции сельского хозяйства как и в предыдущие годы, до участия в ВСП+, растет незначительными темпами – по 2-3% в год.

По итогам трех лет уже можно сделать первые выводы. Кыргызстану, его властям и производителям не удалось в полной мере использовать предоставленные возможности.

Что пошло не так?

Чтобы исправить ситуацию надо понять – что пошло не так? Воспользоваться шансом и заработать местным экспортерам помешал тот же набор причин, что мешает развитию и в рамках иных экономически объединений.

  1. Низкое качество продукции

Вопреки заявлениям чиновников, подавляющее количество сельскохозяйственной продукции, произведенной в Кыргызстане не являются экологически чистой. Зачастую работу фермеров сопровождают сомнительного качества семена, удобрения и гербициды неизвестного происхождения. Значительная часть сельского хозяйства страны представлена  мелкотоварным производством с неустойчивым качеством продукции. Крупных агрохолдингов почти нет.

  1. Проблемы с сертификацией. Участие страны в ВСП+ не отменяет необходимость в обязательном порядке сертифицировать произведенную продукцию. В зависимости от вида продукции речь идет о получении Сертификата соответствия, либо Декларации соответствия.

Стандарты в ЕС довольно жесткие, сам процесс сертификации недешев, к тому же в самом Кыргызстане его провести нельзя. Чтобы продукция была признана соответствующей требованиям ЕС, необходимо вложить значительные средства в модернизацию производства, его сертификацию, найм и обучение сотрудников.

И это не разовые затраты – работа пищевого производства в соответствии с обязательными для ЕС нормами системы ХАСП (Hazard Analysis and Critical Control Point) требует постоянного поддержания высокого уровня мер предосторожности, направленных на защиту от заражения пищевых продуктов. Такой подход к работе недешев и непривычен для местных изготовителей.

Дополнительная проблема – нехватка необходимых лабораторий внутри Кыргызстана. Производителям для получения сертификата необходимо отправить продукцию за рубеж.

  1. Высокая конкуренция

Беспошлинный ввоз товаров не означает отсутствия конкуренции. Мед, фрукты, текстиль и прочую продукцию, помимо Кыргызстана производят десятки стран как внутри ЕС, так и снаружи. Все они борются за возможность продать свой товар. Выход на новый рынок требует вложить значительные средства еще до начала продаж без гарантии успеха. Большинство кыргызских производителей не готовы к такому риску.

  1. Отсутствие информации о спросе на рынках ЕС.

Проведение качественного маркетингового исследования рынков стран ЕС необходимо для экспортеров, ведь отправлять же свою продукцию наугад — верный способ потерять деньги. Качественное исследование весьма недешевый продукт.

  1. Логистика

Кыргызстану не хватает логистических центров. Негде хранить произведенные товары. В результате кыргызские производители не могут гарантировать регулярные поставки товаров необходимого сорта и качества.

Ни одна из вышеперечисленных проблем не решена.

За истекший период власти Кыргызстана не смогли наладить полноценную работу по продвижению товаров за рубеж. Проблемы с лабораториями и логистикой тормозят кыргызский экспорт по всем направлениям. Не хватает специалистов, кредитов, нормальной лизинговой программы.

Зарубежных бизнесменов, которые могли бы вложить средства в местную экономику, отпугивает далеко не самый благоприятный инвестклимат – коррупция, давление со стороны отдельных представителей властей и криминалитета, политическая нестабильность.

Описанный набор препятствий складывался долгие годы. Их устранение требует значительных сил, средств, а также настойчивой и длительной работы. Это не самый привлекательный и легкий путь, но только он может привести к процветанию Кыргызстана. 

«Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота», — однажды сказал согражданам Уинстон Черчиль. И был прав. Именно этот путь привел его страну к победе.

 

 

© Coalition.kg 2019