Система здравоохранения Кыргызской Республики и ее работники за последнее время столкнулись со множеством испытаний, в их числе пандемия охватившая весь мир, которая обнажила многие проблемы в области здравоохранения.
Естественным следствием большой нагрузки на сектор здравоохранения выступили попытки государства видоизменить систему, влияя на нее с точки зрения законотворчества. Одним из таких новшеств стало изменение процедуры аттестации медицинских и фармацевтических работников, для этих целей уполномоченный орган в сфере здравоохранения, которым в нашей стране является Министерство здравоохранения издал приказ за №755 от 08 июня 2021 года, которым утвердил новое положение определяющее порядок, сроки и условия прохождения аттестации.
Данным положением устанавливается, что аттестацией является процедура для медицинских и фармацевтических работников в Кыргызской Республике, проводимая в целях поддержания квалификации, повышения уровня подготовки и профессиональной ответственности, а также определения квалификационной категории и соответствия занимаемой должности.
Медицинскими и фармацевтическими работниками считаются лица, занимающие в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке должности врачей, фармацевтов, среднего медицинского и фармацевтического персонала.
Аттестации подлежат медицинские и фармацевтические работники, осуществляющие свою практическую деятельность в Кыргызской Республике, в том числе работники силовых структур, преподаватели клинических кафедр периодически, не реже одного раза в пять лет.
Аттестацию проводят профессиональные медицинские общественные организации, ассоциации (союзы), к проведению аттестации медицинских и фармацевтических работников допускаются профессиональные медицинские общественные организации, ассоциации (союзы), основанные на личном членстве медицинских и фармацевтических работников по соответствующей специальности и объединяющие не менее 25 процентов от общей их численности, осуществляющих свою деятельность на территории Кыргызской Республики.
Аттестация проводится в форме компьютерного тестирования на базе организации, аккредитованной Государственным органом в области здравоохранения. Лицам, успешно прошедшим аттестацию, выдается сертификат об аттестации. Сертификат об аттестации выдается сроком на 5 лет.
Необходимо отметить, что данные изменения направлены на инклюзивность и переход на цифровые решения, которые дают возможность проведения качественной аттестации без использования уже устаревающих методов комиссионной аттестации, при которой аттестуемый лично представал перед комиссией и защищал свою квалификацию, что также усложняло логистический момент проведения аттестации. Такое изменение нельзя не назвать позитивным, оно действительно упростило процедуру и обеспечило более обширную доступность для аттестуемых, но даже при всех положительных изменениях, произошедших после утверждения нового положения об аттестации, нельзя пройти мимо того, что государство в лице Минздрава вновь внесло сумятицу в законодательство в сфере здравоохранения, которое в настоящий момент выглядит как большое переплетение коллизий и больше похоже на абсолютный нормотворческий хаос, который будет вызывать проблемы и тормозить реформу системы ввиду размытости, разности как по смыслу и содержанию одних и тех же определений в разных нормативных правовых актах из сферы здравоохранения.
Такое положение дел с нормативной точки зрения вызывает определенные проблемы не только для теоретиков, самые большие неудобства случаются как раз на практике. В положении 2021 года, например, в число лиц, подлежащих аттестации, были обособленно включены работники силовых структур и преподаватели клинических кафедр. Включение такого рода определений в нормативный правовой акт, может вызвать несколько затруднений, во-первых, не существует в законодательстве Кыргызстана такого определения как сотрудник силовых структур, т.е. вместо того, чтобы включить в перечень уже обозначенную группу лиц, законодатель в лице Минздрава придумал новое определение, которое может толковаться в различные стороны и запутывает и так уже запутанное законодательство в сфере здравоохранения, во-вторых, необходимо понимать, что для включения такой группы лиц как сотрудники силовых структур, необходимо сначала определить их точный статус, являются ли они в первую очередь военнослужащими или работниками правоохранительных органов, или их статус медицинского работника должен превалировать.
К примеру, в ноябре 2022 года в связи с вышеуказанным приказом Министерства здравоохранения, Медицинское управление при Министерстве внутренних дел Кыргызской Республики (далее по тексту – МУ МВД), издало приказ о прохождении всеми сотрудниками МУ МВД аттестации в соответствии с Положением об аттестации медицинских и фармацевтических работников. При этом ввиду того, что законодательством не определен точный статус так называемых «работников силовых структур» и какой из статусов этой категории лиц должен превалировать, руководитель МУ МВД решил, что необходимо отменить присвоенные ранее квалификации и фактически лишил сотрудников каких-либо надбавок. Сотрудники были вынуждены защищать свои права, с помощью юристов ОФ «Коалиция за демократию и гражданское общество» им удалось добиться справедливости, но при этом факт того, что недостатки законодательства усложняют жизнь работников здравоохранения на лицо. Надбавки были предоставлены сотрудникам МУ МВД как сотрудникам правоохранительных органов, соответственно необдуманное включение новой категории лиц, без определения их точного статуса и процедуры, в настоящее время служит причиной для правовых последствий.
Дуальный статус «работников силовых органов», под которыми мы понимаем определенных законодательством работников правоохранительных органов и военнослужащих, означает, что, к примеру, медицинский работник в структуре МВД КР одновременно является как медицинским работником, так и работником правоохранительных органов и какой из этих статусов должен быть приоритетнее. Закон о статусе медицинских работников КР не может ответить на такой вопрос, как и другие нормативные правовые акты. Необходимо вывести эти категории лиц из пограничного состояния и дать более определенный статус, иначе складывающаяся практика может еще более замедлить так необходимую системе здравоохранения реформу.
Исходя из вышеуказанного, можно отметить, что проблема с законодательством в сфере здравоохранения к 2023 году вышла на новый уровень запутанности и это начало доставлять соответствующие проблемы работникам и другим вовлеченным в процесс лицам. Такая сфера как здравоохранение, а в особенности ее нормативная база требует четкого структурирования и правильного использования нормотворческой техники, так как является жизнеопределяющей сферой. К сожалению, мы наблюдаем только точечные изменения в законодательстве, которые при этом не помогают становится ни легче, ни понятней, а порой еще более нагружают и без этого сложное для понимания законодательство и создают новые пробелы, которые никак не восполняются.