Благодарность за самопожертвование
05 мая 2023 года Всемирная организация здравоохранения объявила об окончании пандемии Ковид-19, ее начало было объявлено 11 марта 2020 года. Таким образом, пандемия продлилась 3 года 1 месяц и 24 дня. Пандемия несомненно стала огромным испытанием для всей мировой общественности и обнажила множество проблем, которые ранее оставались без внимания. Кыргызская Республика не стала исключением из этого числа и прошла через трудные времена благодаря самоотверженному труду медицинских работников и волонтерской деятельности населения, несмотря на огромные проблемы системы здравоохранения, которая откровенно не справилась с нагрузкой и процесс обретения контроля над ситуацией продлился дольше, чем ожидалось.
Органы власти понимая запрос общества, медицинского сообщества и следуя нормам трудового законодательства установило, что за вред, причиненный жизни и здоровью работников государственных и муниципальных организаций здравоохранения полагается компенсация со стороны государства. Первоначально государством была установлена четкая сумма разовой компенсации, которая была определена в размере 200 000 сом для лиц, заразившихся Ковид-19 во время исполнения служебных обязанностей, и в размере 1 000 000 сом для родственников медицинских работников, которые скончались в результате заражения Ковид-19 во время осуществления врачебного долга.
Далее властями были приняты иные решения, которые были обусловлены внесенными в законодательство изменениями, так как пандемия также внесла коррективы в нормотворчество. Так в 2021 году, в Закон «О статусе медицинских работников» были внесены изменения, которые устанавливали право медицинских работников на получение компенсации за осуществление трудовой деятельности во время режимов чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения, данное изменение больше ориентировано на трудовое законодательство и привязывает размер компенсации к размеру получаемого работниками оклада, также была установлена классификация компенсаций в связи с полученной в результате деятельности инвалидностью. В дальнейшем во исполнение данного закона, Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11 января 2021 года №1 был утвержден Порядок выплаты возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников государственных и муниципальных организаций здравоохранения, задействованных в мероприятиях в условиях режима чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации. По сути данный порядок является настоящим утвержденным механизмом выплаты компенсаций и в соответствии с ним сейчас принимаются решения об отказе или в одобрении выплаты компенсации.
Так рассмотрим же ситуацию по состоянию на 2023 год, сегодня с окончанием пандемии весь мир вздыхает с облегчением и вспоминает произошедшее как страшный сон оставивший множество шрамов на социуме всей планеты, но что же в настоящее время происходит с героями этой пандемии, с медицинскими работниками, которые самоотверженно боролись с неизвестной инфекцией, не имея протоколов лечения, соответствующего оснащения и лекарственных препаратов, получили ли они за свою деятельность причитающуюся им долю признания и полагающуюся компенсацию от государства? Ответ, к сожалению, неутешительный, непроработанный механизм, необоснованные отказы, бюрократическая волокита и отсутствие уверенности в прозрачности принимаемых организациями здравоохранения и Министерством здравоохранения решений — это та ситуация, которую мы на сегодняшний день имеем в Кыргызской Республике.
Довольно показательным в этом отношении является недавно опубликованная в средствах массовой информации новость о том, что 12 врачей ЦСМ №15 г. Бишкек, до сих пор не получили компенсацию за свою работу во время пандемии и решили выступить перед общественностью взывая к справедливости. Если внимательно ознакомиться с содержанием данной новости, а также изучить произошедшую с врачами ситуацию можно четко обозначить для себя некоторые закономерности, повторяющиеся из раза в раз, в связи с выплатами компенсаций.
Во-первых, абсолютная неразбериха, связанная с делопроизводством по выплатам компенсаций. Дело в том, что согласно Порядку, вопрос согласия или отказа в выплате компенсации на первичном уровне принимается непосредственным руководителем организации здравоохранения в которой осуществляли деятельность медицинские работники, при этом законодательством не установлена форма принятия такого решения, в связи с этим и возникают ситуации давления на сотрудников со стороны руководителей, всевозможные утери документов и нарушения сроков принятия решения, т.е. нет четкого понимания в какой форме решение руководителя должно быть оформлено, что развязывает руководителям руки и дает возможность принимать необоснованные и непрозрачные решения.
Во-вторых, необходимо отметить момент, что обращения в органы прокуратуры не имеют большого смысла для медицинских работников, так как со стороны прокуратуры не происходит должного реагирования и наблюдается лояльное отношение к организациям здравоохранения и министерству здравоохранения именно по вопросам, связанным с выплатой компенсаций. В целом, такой расклад не вызывает много вопросов, так как компенсации выплачиваются из средств республиканского бюджета, что в Кыргызской Республике зачастую означает, что вопрос будет вынесен в сторону государственного органа для недопущения дополнительных нагрузок на бюджет.
В-третьих, необходимо обратить внимание на деятельность Апелляционной комиссии при Министерстве здравоохранения КР по вопросам выплаты компенсаций, которая призвана быть органом, который может изменить первоначальное решение об отказе руководителя организации здравоохранения, обратив внимание на формулировки при принятии решений, можно отметить, что комиссия не основывает свое решение на Порядке выплаты возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников государственных и муниципальных организаций здравоохранения, задействованных в мероприятиях в условиях режима чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации, который является непосредственно тем документом, на котором любое их решение должно обосновываться.
Вместо этого использует метод протокола, в котором момент обоснования решения занимает один абзац и решение выглядит ничем не мотивированным, хотя как мы знаем любое решение должно основываться на нормативном акте, который регулирует данную сферу отношений. Как результат мы видим частые отказы в связи с отсутствием положительного ПЦР-теста, что само по себе не может являться достаточным основанием для отказа в выплате компенсации. Здесь, на первое место должен выходить вред, нанесенный здоровью медицинского работника, а не наличие у него положительного ПЦР-теста. Само министерство здравоохранения признает, что КОВИД-19 не всегда может быть определен с помощью такого теста и использует такие же протоколы лечения для больных без положительного ПЦР-теста, как и для тех, у кого есть такой положительный результат теста при наличии симптомов. Таким образом, мы видим искусственное разделение и двойственный подход со стороны уполномоченного органа в сфере здравоохранения к лечению и выплате компенсаций, в одном случае это КОВИД, в другом компенсация не полагается.
В производстве юристов Коалиции находятся практически идентичные дела, где целым группам медицинских работников отказывают в связи с отсутствие положительного ПЦР-теста, таким образом такая закономерность больше похоже на отрезание целой группы медицинских работников от положенных им компенсаций.
В целом ситуация не может не вызывать недовольство и чувство несправедливого отношения к работникам, которые действительно работали во время пандемии, потеряли свое здоровье и которым государство обещало выплаты. Обещания надо держать.